По просьбе людей государства...
Повторюсь, но все-же, спасибо автору статьи, под ником Minsk94, оригинал здесь.
"Идея написания этой статьи возникла уже давно. Дело в том, что несмотря на достаточное количество литературы и материалов по 88-мм Flak 18/36/37, никто особо не пытался объяснить, чем же эти три «аппарата» всё таки отличаются друг от друга. Единственное детальное упоминание о различиях модификаций можно встретить только в книгах Джентца и Тройки. Книга Тройки так же хороша тем, что он приводит очень хорошие чёткие рисунки, которые позволяют видеть различия даже без знания английского языка.
На русском языке я на тему определения модификаций, к сожалению, вообще ничего пока не встречал. В выпуске №51 из серии «Танк на поле боя» автор (пожелавший остаться неизвестным) стремится не упоминать в подписях к иллюстрациям, где какая модификация, кроме самого начала, что весьма странно - на большинстве фотографий в этой книге можно довольно чётко классифицировать орудие. Однако цветной рисунок боковика Flak 18 на последней странице подписан как Flak 36. При чтении же выпуска №59 из серии «Военные Машины» вообще создалось впечатление, что автор (Кащеев Л.Б.) мало понимает разницу между Flak18 и его модификациями. В зарубежной литературе ситуация не лучше. Хуже всех – книга Джона Норриса «88mm Flak 18,36,37,41 & Pak 43 1936-45», выпущенная Osprey New Vanguard. Подписи к иллюстрациям в других книгах (к удивлению, включая того же Тройку) так же оставляют желать лучшего.
Я постараюсь опустить всякое историческое и техническое «словоблудие». В данном случае оно не важно. Цель статьи – помочь «обывателю» легко определить модификацию 88-мм Flak. Дабы не вносить путаницы, я так же не буду упоминать никаких исторических дат и технических наименований на немецком языке.
Ствол.
Одна из деталей, которую многие используют для определения модификации – ствол орудия.
На протяжении эксплуатации Flak18/36/37 использовалось две модификации ствола, которые очень легко отличить друга от друга невооружённым взглядом (Илл. 1). Ради простоты дискуссии будем называть ствол на верхней картинке – ранний, а на нижней – поздний. (Если у кого-то есть желание посчитать заклёпки, и их интересует официальное название стволов на немецком языке, спецификация резьбы, компоненты и детали конструкции, они легко смогут это найти самостоятельно. Я бы так же рекомендовал книгу Thomas Jentz “Dreaded Thread”. Там они смогут найти не только эти названия, но и даты, и номера приказов.)
Илл.1
Стволы были взаимо-заменяемыми, и можно часто видеть Flak18 как с «ранним», так и с «поздним» стволами.
Илл. 2: Орудия Flak18 c «поздними» стволами.
Казалось бы, логично предположить, что только Flak18 может быть как с «ранним» стволом, так и «поздним», и что если на фото – 88мм Flak с «ранним» стволом, то это должен быть только Flak18. Согласно такому же предположению, Flak 36 и 37 могли быть только с «поздним» стволом. Эту теорию использует довольно много людей, включая авторов подписей к фотографиям в литературе. К сожалению, данная теория неверна, и классификацию «ранний» и «поздний» ствол можно использовать очень относительно: для простоты общения, но не для обсуждения реальной ситуации. Очень часто можно видеть на фото как Flak36, так и Flak37 с «ранним» вариантом ствола.
Илл. 3: Flak36 c «ранним» стволом
Илл. 4: Flak37 c «ранним» стволом
Поэтому пытаться определить модификацию Flak18/36/37 по стволу, мягко говоря, дело неблагодарное.
Щит.
Не часто, но попадаются «эксперты», желающие определить модификацию по щиту орудия. К сожалению, со щитом ситуация такая же, как и со стволом – он для этого не годится. Щиты отличались по конструкции и форме, устанавливались и снимались относительно просто, и, так же, как и орудийные стволы, были взаимо-заменяемыми между модификациями 88-мм Flak.
Илл. 5: Установка бронированного щита на Flak18.
Как и ствол, щит не может служить эталоном для определения версии орудия.
Передки (Транспортные тележки)
Так существуют ли более простые способы определения версии орудия? Существуют. Одна из самых простых – сориентироваться по транспортным тележкам. На многих фотографиях 88мм Flak находится в транспортном положении, и тележки (также называемые передками) хорошо видны.
Flak 18 имел легко различимые передки, что хорошо видно на нижеприведённых иллюстрациях (Илл. 6, 7, 8): передняя тележка имела одинарные колёса, задняя – двойные; прицепное устройство стояло только на передней тележке, поэтому орудие транспортировалось только дулом вперёд; лебёдка была с ручным приводом; такие детали, как катушки с кабелями, инструментальные ящики, сиденье и др. стояли только на задней тележке; брызговики – только на передней; и т.д.
А вот Flak 36/37 - самый настоящий «тяни-толкай». Его передки были одинаковые, а компоненты – взаимозаменяемые (Илл. 9, 10, 11). Такие детали, как сиденье, катушки, прицепное устройство, ящики и т.д. могли переставляться с одного передка на другой. Соответственно, теперь было совершенно не важно, в какую сторону смотрело дуло при транспортировке.
Очень важно заметить, что транспортные тележки от Flak 36/37 не могли применяться с Flak 18, и наоборот. Связанно это было с разницей в конструкции лафета. Поэтому передки могут служить очень хорошим индикатором модификации орудия.
Лафет.
Несмотря на аналогичность конструкции самого орудия, лафеты у них были разные. Илл. 12 со схемами, взятыми из книги Тройки, позволяет хорошо видеть основные различия.
Илл. 12
Легко заметно, что этих отличий было много, т.к. конструкция лафета Flak 36/37 была совершенно другой, чем у Flak 18. Я не буду вдаваться в детали, на досуге вы сами сможете поиграть в «найди 10 отличий». Обращу только ваше внимание на основные отличия в конструкции, которые заметны на большинстве фотографий периода.
Илл. 13
1. Основание тумбы, на которую ставилось само орудие у Flak 18 было 8-угольное с заклёпками, в то время, как у 36/37 оно квадратное
2. Основания опорных домкратов 18-го – круглые, у 36/37 – прямоугольные.
3. Гнёзда для клиньев у Flak 18 расположены с внутренней стороны опорных домкратов; у 36/37 они находятся снаружи - на самом конце опор лафета.
4. Лафет для Flak 36/37 имеет характерные «отростки» для крепления передков.
Иногда попадаются фотографии 88 мм Flak на т.н. Behelfslafette. Он предназначался специально для Flak 37 (во всяком случае, мне пока не попадалось его фото с Flak 36), и можно заметить, что на лафете присутствуют всё те же «отростки» для передков и квадратное основание для «тумбы», о которых упоминалось выше.
Илл. 14
Flak 37 mit Behelfslafette так же отличается тумбой – характерными рёбрами и вырезами.
Илл. 15
36 или 37?
Так в чём же отличие между Flak 36 и 37? А там отличий практически нет, кроме циферблатов систем наведения и настройки взрывателей. У Flak 36 она идентична 18-у – с цилиндрическими шкалами и указателями. У Flak 37 они сделаны в виде циферблатов в прямоугольных коробках. Указатель прибора настройки взрывателя у Flak 37 не лежит горизонтально, как у 18-го и 36-го, а слегка поднят под углом.
Илл. 16
Самостоятельные упражнения.
Чисто для того, чтобы помочь вам "набить руку" (точнее, глаз), несколько фотографий на опознание. Ответы будут в конце статьи.
(Посмотрите здесь).
Социальные закладки